14 января 2020

Обсуждение законопроекта о защите и поощрении капиталовложений состоялось в Госдуме

Обсуждение законопроекта о защите и поощрении капиталовложений состоялось в Госдуме

13 января 2020 года состоялось совещание, посвященное обсуждению законопроекта о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации, организованное Комитетом Госдумы по финансовому рынку. В рамках совещания участники рынка отметили необходимость исключения концессий и ГЧП из сферы применения законопроекта.

Совещание состоялось под председательством председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Среди основных участников: заместитель директора Департамента проектного финансирования и инвестиционной политики Минфина России Ирина Шатыбелко, управляющий директор-директор центра GR ПАО «Сбербанк России» Иван Осколков, директор Департамента финансирования инфраструктуры АО ВТБ Капитал Анатолий Суходолов, первый вице-президент Банка ГПБ (АО) Газпромбанк Алексей Чичканов, заместитель Председателя Правления Банка ГПБ (АО) Газпромбанк Елена Борисенко, председатель Совета компании InfraOne Альберт Еганян, директор экспортного департамента «Деловой России» Юрий Егоров.

Ирина Шатыбелко отметила, что Минфин России готовит ряд поправок в первоначальную редакцию законопроекта, которые гарантируют, что изменения не коснутся действующих концессионных соглашений. Также будет предоставлен двухгодичный срок, в течение которого заключение соглашений будет осуществляться по действующему ныне регулированию. Данный мораторий, по мнению Минфина России, будет способствовать более плавному переходу рынка к новым условиям.

Кроме того, Ирина Шатыбелко уточнила, что процедура финансового аудита не будет распространяться на СЗПК и каждый отдельно взятый инвестпроект: финансовый аудит предполагается распространить только на правила и порядки предоставления новых мер господдержки.

Несмотря на это участники рынка инфраструктурных инвестиций отметили непроработанность предлагаемого законопроекта в части регулирования концессий и ГЧП, в связи с чем была отмечена необходимость исключения концессий и ГЧП из сферы применения законопроекта. В частности, Анатолий Суходолов поддерживает опасения основных участников рынка о том, что предложенные правила не позволят проектам ГЧП реализовываться и станут причиной отсутствия новых проектов. Эксперт предложил сначала посмотреть, как новые изменения будут работать на практике в других сферах и на первом этапе  не распространять их на концессии.

Алексей Чичканов подчеркнул, что введение моратория не сможет решить проблему применения норм законопроекта в отношении концессий и ГЧП, так как данные проекты – долгосрочные, и бизнес должен видеть правила игры и рассчитывать на то, что эти правила игры не будут меняться. Однако при принятии законопроекта возникает риск того, что эти долгосрочные соглашения, заключенные в период моратория, будут в дальнейшем вступать в противоречия с вступившими в силу положениями закона.

Подводя итоги совещания, Анатолий Аксаков подчеркнул, что закон должен работать в интересах бизнеса, экономики и страны, поэтому необходимо исключить возможные риски. Он считает позицию рынка о выведении концессий и ГЧП из сферы регулирования законопроекта убедительной и во время рассмотрения документа во втором чтении будет рекомендовать Госдуме принять данные поправки в текст законопроекта.

Ранее Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов опубликовала Резолюцию крупнейших инфраструктурных инвесторов страны в отношении законопроекта о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Участники рынка инфраструктурных проектов России, которые реализуют около 50 проектов с суммарным объемом инвестиционных обязательств порядка 1 трлн руб., призывают исключить концессии и ГЧП из сферы применения Законопроекта.

Учитывая концептуально разные подходы в регулировании инвестиций, заложенные в действующем законодательстве о концессиях и ГЧП и предусмотренные в Законопроекте, точечная доработка Законопроекта в целях исключения дублирующих и противоречащих процедур, неприменимых принципов отбора и оценки инвестиционных проектов представляется нереализуемой. В связи с этим предлагается исключить из сферы применения Законопроекта отношения, которые относятся к предмету регулирования федерального закона о концессионных соглашениях и федерального закона о государственно-частном партнерстве.