25 января 2019

Евгений Никифоров: «Таких механизмов поддержки экспортеров, как в Приморье, нет нигде»

Евгений Никифоров: «Таких механизмов поддержки экспортеров, как в Приморье, нет нигде»

В регионах России действует много адресных программ, которые помогают вывести товары на международный рынок. Эксперты считают, что именно малый бизнес в ближайшие годы должен стать флагманом российского экспорта и ключевым поставщиком несырьевых и неэнергетических товаров и услуг за рубеж. Какие конкретно меры поддержки начинающих экспортеров работают в Приморье, «Приморской газете» рассказал руководитель «Центра развития экспорта Приморского края» (ЦРЭ) Евгений Никифоров.

— Евгений Александрович, в прошлом году для экспортеров малого и среднего бизнеса вы запустили «Электронную витрину» на международной торговой площадке Alibabа. Расскажите, в чем его основное преимущество перед офлайн-форматами выставок и ярмарок?

— Выход на новые цифровые и электронные площадки — это общемировой тренд. В России он появился немного позже. Но, тем не менее мы начинаем вписываться в тенденции. Наш сосед, Китай, сейчас самый крупный потребитель онлайн-сервисов, ведь 98% из 700 млн активных пользователей Китая совершают покупки онлайн — это огромный рынок, где мы практически никак не участвуем. Поэтому сейчас ЦРЭ начал системно продвигать малый и средний бизнес на онлайн-площадки. Так, в прошлом году мы создали «Электронную витрину» приморских производителей на площадке Alibabа.

Из федерального бюджета предусмотрена субсидия на продвижение индивидуальных производителей в онлайн-пространстве, но нам больше понравилась идея создания общей «витрины» приморских товаров, чтобы на одном аккаунте показать все возможности приморского малого и среднего бизнеса. Так мы будем наращивать присутствие местных товаров на витрине, следить за обратной связью от потенциальных покупателей и вести переговоры. Сейчас на «витрине» представлено около 20 производителей. Кроме марикультуры на «витрине» региона можно найти шоколад, эксклюзивную деревянную посуду и натуральную косметику. Мы содержим «золотой» аккаунт на Alibabа, поэтому он всегда находится в топе поисковых запросов и хорошо просматривается пользователями. Наша задача — к концу года нарастить количество продуктов на «витрине» до 100 — это мощный охват и большая заявка на международном рынке. Воспользоваться новым инструментом продвижения своей продукции на экспорт предприниматели могут бесплатно — это новый вид господдержки бизнеса в Приморье.  

— Кто интересуется приморскими продуктами с «витрины»? Это какие-то конкретные провинции Китая?

— Я бы сказал, что даже страны. Охват «Алибабы» — более 120 стран! Запросы приходят не только из КНР, но и из Арабских Эмиратов, из Кореи, Чехословакии, Чили, США. Например, продукцией компании «Дальстам-Марин» уже заинтересовались в Китае. Предприятие получило первый крупный заказ, и в фирме размышляют над увеличением производства, чтобы подстроиться под возросший спрос.

Со временем мы будем набирать статистику, и затем сможем сказать, на рынке какой из стран наиболее интересен тот или иной приморский продукт. Исходя из этих аналитических данных, компании смогут строить стратегию выхода на международный рынок, эффективнее строить свою работу, наращивать объемы экспорта.

Также мы запланировали финансирование исследований новых рынков по приоритетным Приморским продуктам — дикоросы, мед, ягоды, рыбопродукция. Это также поможет понять, где еще помимо стран АТР могут быть интересны наши продукты, и начать продвигаться на эти рынки.

— Есть ли уже контракты с нашими предпринимателями?

— Заключений конкретных контрактов по «витрине» пока нет. Но переговоры ведутся точно по 10 из 20 компаний. Особенно привлекают морепродукты. По этим позициям мы ведем уже предметный разговор и обсуждаем цену и размер пробных партий. По некоторым производителям мы уже организуем отправку образцов заинтересованным покупателям. А это уже серьезный результат!

— Как приморские производители относятся к идее выставить товар на единой «Электронной витрине»?

— Производители пока не очень хорошо понимают все возможности «витрины». Площадка Alibabа — не онлайн-магазин. Это В2В платформа, где мы даем возможность представить товар и получить обратную связь. Найти нашу «витрину» легко — для этого на сайте Alibaba надо ввести в строку поиска название нашего центра на английском: Export Development Center of Primorsky Territory. Чтобы попасть на «электронную витрину», предприниматели могут обратиться в «Центр развития экспорта».

Для бизнесменов, которые смогли подготовить свое производство для поставок за рубеж, зарегистрировать торговую марку, получить все необходимые документы, мы будем создавать личные магазины для торговли онлайн. Это возможность для тех, кто будет готов поддерживать необходимые товарные запасы и пройдет наш акселератор — т. е. полностью подготовит свой товар по требованиям экспорта.

— Многие ли местные производители готовы выходить на экспорт?

— К сожалению, нет. Экспорт хоть и понятный механизм, но достаточно сложный. Там много нюансов. Основная масса приморских компаний малого и среднего бизнеса не готова для экспорта, но это как раз и является нашей задачей — разобраться со всеми этапами экспорта, помочь подготовить предприятие и продукт, представить продукт на рынке, найти заинтересованных покупателей и содействовать продвижению. На обучающих программах мы расскажем все о нюансах и подводных камнях работы на международном рынке — с этого годы мы запускаем только по экспортной тематике более 20 программ.

— Получается, что вы занимаетесь не только развитием экспорта, но и учите наши малые и средние предприятия работать?

— Мы объясняем, что и как нужно сделать, чтобы выйти на международные рынки, и помогаем производителю пройти все необходимые этапы — сопровождаем каждого из них, берем на себя расходы по подготовке и продвижению.

К сожалению, в силу сложившейся ситуации, для большинства предпринимателей ограничителем при выводе на экспорт своего товара является отсутствие средств, которые необходимы для оформления продукции, ее доработки по требованиям рынка, сертификации производства, расширения и так далее. Поэтому мы надеемся, что краевая микрофинансовая организация, которая будет создана в этом году и будет предоставлять займы предпринимателям на льготных условиях, станет стимулом к выходу на экспорт.

— Проект «Торговый дом Приморье», который планируют разместить в Китае, это тоже метод стимулирования бизнеса?

— Это скорее инструмент вовлечения тех производителей, которые сами принципиально не ходят заниматься ВЭД и, таким образом, не рассматривают экспортную деятельность вообще. «Торговый дом» — это инструмент ярмарочной торговли, который подойдет малым производителям. Приморские производители смогут продавать свои товары напрямую китайским покупателям буквально на границе государств. Площадка «дома» приморских товаров уже определена. Ей станет здание международного автовокзала Суйфэньхэ, который расположен рядом с новым железнодорожным вокзалом. Так, на площади в 2 000 квадратных метров будут созданы специальные складские помещения, выставочно-демонстрационная зона, торговые площади.

Здесь нам помогают наши соседи из Китая. У них действуют упрощенные режимы ввоза продуктов в приграничных городах. В этих городах мы планируем наладить режим ярмарки: небольшие партии продукции местных производителей будут комплектоваться в общую поставку и на регулярной основе вывозиться в определенное место торговли.

В будущем мы планируем расширять «дом» до Харбина, но пока рано об этом говорить. Сейчас нужно создать целевую модель. Сейчас в этот процесс включился Российский экспортный центр (РЭЦ). Вместе мы стараемся создать упрощенные механизмы оформления и отправки грузов малых партий как на ярмарку, в «дом», так и для обеспечения онлайн-заказов.

«Дом» и «витрина» — это части одного большого инструмента по выводу самых малых производителей на международный рынок. Также «Дом» может стать своеобразной площадкой промежуточного складирования малых партий товара, что крайне необходимо для онлайн-торговли. Например, на складе «дома» у компании хранится партия товара, и на него поступил заказ из «витрины», предприниматель может просто отправить заказ с площадки «дома», что позволит сократить сроки доставки — а это уже важнейшее конкурентное преимущество.

— Вы сказали про упрощенный механизм работы с малыми грузами. Расскажите подробнее, что планируется делать?

— Сейчас у малого бизнеса есть проблема с сертификацией и оформлением товара для вывоза за границу. Мы будем решать ее комплексно. У нас есть идея создания «Приграничного распределительного центра», в котором будет действовать упрощенный механизм оформления и отправки малых партий товара. Сейчас такого в принципе нет нигде.

Мы начали работать над этим проектом с прошлого года. Сейчас есть только концепция центра: мы занимаемся проработкой методологии, определяем то, что должно быть в этом центре. Планируется, что там будут реализованы все необходимые процедуры оформления и подготовки товаров. Дальше партии будут экспортироваться и распределяться по Китаю.

— На конференции предпринимателей «Бизнес у моря» говорилось, что во Владивостоке может пройти Всероссийский форум экспортеров. Расскажите подробнее про это мероприятие?

— Центральной темой Всероссийского форума экспортеров будет внешнеэкономическая деятельность и продвижение товаров и предприятий на экспорт. Также мы затронем вопросы гостеприимства и развития туризма в крае. Будем обсуждать продвижение местных отелей, санаториев, гостиниц зарубежом, а также традиционные вопросы экспорта товаров малого и среднего бизнеса. Мы проведем несколько круглых столов по самым горячим темам.

— Какие образовательные мероприятия Центр развития экспорта будет проводить в 2019 году. Может быть, появятся новые направления?

— Новые направления будут обязательно. В марте мы начнем готовить запуск «Школы экспортера» от Российского экспортного центра, которая охватывает все блоки подготовки к экспортной деятельности. Проводить обучающие мероприятия мы начнем на собственной базе, в центре «Мой бизнес» во Владивостоке на Тигровой, 7.

Кроме того, у нас будут и собственные образовательные программы для предпринимателей. Они будут идти параллельно и затрагивать блоки, которые общая программа не охватывает или рассматривает поверхностно. Всего у нас порядка 20 тем обучающих семинаров. Например, «Защита интеллектуальной собственности» — очень важная и горячая тема. Без регистрации торговых марок вообще нельзя выходить на международный рынок. Также мы будем обучать нюансам таможенного оформления, работе с декларантами. Расскажем про валютное регулирование, специфику подготовки контракта, ведения переговоров и smm-продвижения бренда за границей.

Для разбора реальных кейсов мы будем приглашать практиков-экспортеров, которые будут делиться опытом. Также будут приглашаться эксперты из федеральных ведомств, к примеру, таможни или Россельхознадзора. Практические нюансы внешнеэкономической деятельности подробнее смогут раскрыть таможенные брокеры и декларанты.

— «Центр развития экспорта Приморского края» организует участие приморских компаний в различных зарубежных выставках. Расскажите, какие выставки дали лучший результат в прошлом году и какие новые площадки откроются в этом году?

В течение 2018 года мы организовали участие более 20 производителей из Приморья в семи отраслевых международных выставках, которые прошли в Республике Корея, Китае, Филиппинах, США и Канаде. Предприниматели презентовали продукты питания, строительные материалы, автомобильное оборудование и другие товары. По итогам филлипинской выставки, которая прошла в конце года, уже идут переговоры по заключению контракта с производителем пластиковых окон в Приморье. Канада также интересуется строительными материалами.

Помимо этого, мы помогли малому и среднему бизнесу провести переговоры с потенциальными иностранными партнерами в рамках международных деловых мероприятий и бизнес-миссий. К примеру, в течение года 20 компаний приняли участие в работе иностранных делегаций из стран Северо-Восточной Азии, а 40 посетили Китай в составе бизнес-миссий от Приморского края.

Результаты работы 2018 года такие: представители малого и среднего бизнеса заключили более 40 новых контрактов на общую сумму свыше $30 млн. Многие из них впервые начали продавать свои товары за границу, другие расширили свое присутствие на международном рынке.

В этом году мы запланировали участие в 14 выставках в разных странах. Специфика разнообразная: строительство, туризм, пищевые продукты и высокие технологии. Новыми для нас в этом году будут туристические выставки в Японии и Китае.

— Как вы определяете компании, которые отправятся на выставку?

— Все очень индивидуально, зависит и от продукта, и от рынка. Мы свою работу строим так, чтобы выставки стали финальным этапом долгой работы. Сначала мы с компаниями изучаем рынки, ведем переговоры, отправляем образцы продуктов, переводим их сайты на иностранный язык и продумываем стратегию продвижения продукта на зарубежном рынке, изучаем требования и ограничения, помогаем подготовить расчеты логистики и коммерческое предложение — все это важно пройти до начала выставочной деятельности.

Мы обучаем и консультируем всех предпринимателей, которые к нам обращаются, а потом тех, кто набрал достаточно компетенций и знаний, понимает все сложности и готов к выходу на новый уровень, готовим на выставку. Некоторые предприниматели приходили к нам сначала на мастер-класс, а через два-три года ехали на выставку и заключали свой первый контракт.

Ксения Курдюкова

Источник: Приморская газета